Индекс
издания
76063

ISSN 2303-9949

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Автор: В.Н. Локшин

Институт репродуктивной медицины
Резюме
Проанализированы морально-этические аспекты отношения к вспомогательным репродуктивным технологиям различных религий, законодательств ряда развитых стран.
Предложено создание этического комитета и кодекса репродуктивной медицины.

В последние десятилетия лечение бесплодия с использованием современных технологий становится рутинным делом. В результате успешного применения экстракорпорального оплодотворения, интрацитоплазматической инъекции сперматозоида, программ с использованием донорских яйцеклеток, суррогатного материнства в Казахстане родилось более 5000 детей.
В то же время, фактически произведя революцию в лечении бесплодного брака, вспомогательные репродуктивные технологии поставили перед обществом серьезные этические проблемы. Как относиться к суррогатному материнству, донорству половых клеток, криоконсервации эмбрионов, решению вопроса о числе перенесенных эмбрионов в полость матки и, наконец, к уничтожению неиспользованных эмбрионов — дискуссии не утихают все последние годы.
Обратимся к религиозным аспектам проблемы.
По исламским законам сексуальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной допустимы только в рамках брака. Шариат допускает проведение лечения бесплодия, объясняя рождение ребенка благословением Аллаха. То есть применение любых методов лечения бесплодия может быть оправдано, за исключением донорства половых клеток. «Никакое третье лицо не может быть вовлечено в процесс индукции беременности». Таким образом, с позиций ислама осуждаются суррогатное материнство, донорство яйцеклеток, а также инсеминация спермой донора.
Христианская религия в настоящее время допускает использование современных методов в целях лечения бесплодия. Церковь более либеральна к использованию половых клеток супругов при ЭКО, однако категорически возражает против донации спермы, ооцитов и программы суррогатного материнства. С позиций христианства очень важно защитить человека от момента его зачатия. Как пример, благословение епископа Алматинского Алексия только что открывшемуся Центру ЭКО в 1995 году.
С точки зрения иудаизма лечение бесплодия методами ВРТ допустимо лишь при условии использования в программе собственных яйцеклеток и сперматозоидов супругов. Дети, рожденные в результате экстракорпорального оплодотворения, приемлемы по еврейским законам (I.G.Shenker,1996). Напротив, процедура искусственной инсеминации спермой донора может рассматриваться как прелюбодеяние, если на нее нет согласия супруга. Неоднозначно с точки зрения иудейской религии и отношение к донорству яйцеклетки. Еврейский закон связывает ребенка с женщиной, которая его выносила и родила. В Талмуде сказано, что «если один человек начинает действие, но не заканчивает его, а другой продолжает и заканчивает действие, то тот, кто закончил действие, рассматривается как человек, который сделал все дело».
По канонам индуизма и буддизма применение любых существующих в мире ВРТ не противоречит религии.
Таким образом, взгляды различных религий на проблему использования вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия неоднозначны. Как писал один из пионеров ВРТ на Украине, профессор Ф.В. Дахно «если бог может простить грешника, то врачу также следует надеяться на прощение, если он ради получения ребенка в семье бесплодных супругов использовал одну из современных методик, воспользовался достижениями науки».
Сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что прогресс медицины невозможен без постоянно проводимых клинических и медико-биологических исследований на человеке. Здесь первостепенным должен быть нравственный принцип – человек, подвергающийся совершенно новым методам лечения, дает свое согласие при условии абсолютно свободного волеизъявления и полного ознакомления с методикой лечения и возможных отрицательных последствиях для его здоровья.
Современная медицинская этика основана на «Конвенции о правах и достоинствах человека в связи с применением достижений биологии и медицины», принятой Советом Европы в 1997 году. В Конвенции записано: «интересы пациента ставятся выше интересов общества и науки, моральную ответственность за состояние здоровья населения несет правительство». В большинстве стран Европы и в США созданы комитеты по биоэтике. С 1978 года издается «Энциклопедия по биоэтике». В нашей стране вопросы биоэтики стали подниматься в последние годы в связи с развитием ВРТ и первыми попытками применения эмбриональных клеток в целях лечения ряда заболеваний. Одной из первых серьезных публикаций по биоэтическим проблемам в современной медицине, в том числе и репродуктологии, была статья профессора Н.А. Каюповой в журнале «Акушерство, гинекология и перинатология» «Новые технологии в акушерстве, гинекологии и перинатологии: реальность и возможности (гуманистический и нравственно-правовой аспекты)». Автор совершенно справедливо отметила, что в современном мире искусственное оплодотворение получило статус выгодного мероприятия. Зачастую в противоречие приходят принципы морали и бизнес-интересы. Подходы в законодательствах различных развитых стран к проблеме использования ВРТ в лечении бесплодия различны. Во многих странах мира запрещены суррогатное материнство (Франция, Германия, Дания, Норвегия и др.), использование донорских яйцеклеток (Франция, Швеция). В Законе «Об искусственном оплодотворении», принятом в Германии, есть требование позитивного обеспечения индивидуального эмбриона, гарантируя ему хранение и развитие. В Великобритании разрешено свободно использовать для научных исследований живые эмбрионы не старше 14 дней со дня зачатия. Такие исследования запрещены в США и Франции.
Существуют ограничения по числу переносимых в полость матки эмбрионов. Дискуссии об определении статуса эмбриона, который бы позволил установить сроки, до которых с морально-этических позиций эмбрион еще не является человеком, продолжаются до сих пор (О.С. Филиппов, 2004).
Несомненно, что в каждой стране должен состояться свой консенсус между обществом, медиками и законодателями в отношении возможности использования тех или иных методов лечения. Важно понимать, что простой запрет – это еще не решение проблемы. Французы уезжают в Бельгию для проведения программы ЭКО с донорскими клетками, популярно проведение программ ВРТ в России для граждан ряда стран, где законодательно приняты ограничения.
Конечно же, было бы оптимальным, если бы в нашей стране бесплодие вошло бы в список заболеваний, лечение которых входит в гарантированный объем медицинской помощи. Мы абсолютно уверены, что это обязательно произойдет в недалеком будущем. И тогда можно будет более регламентировано подойти к каждой методике, к каждому этапу лечения. В настоящее время, когда государство еще не в состоянии взять на себя затраты по проведению вспомогательных репродуктивных технологий, а их оплата не по карману большинству нуждающихся, решение о выборе лечения принимает только пациент, рассчитывая полностью только на свои средства.
В 2004 году в Казахстане был принят Закон «О репродуктивных правах и гарантиях их осуществления», признавший право граждан на репродуктивный выбор. С юридической точки зрения впервые в нашей стране определены понятия донации половых клеток, суррогатного материнства, экстракорпорального оплодотворения, установлены права и обязанности суррогатной матери и генетических родителей за судьбу ребенка. То есть закон открыл возможности для граждан страны осуществить лечение бесплодия с использованием самых современных технологий. Что же касается этических аспектов, то здесь имеется много вопросов, ответы на которые должно дать само общество, не нарушая при этом права каждого индивидуума на получение специализированной помощи по лечению бесплодия. Все основные положения Закона нашли отражение и в принятом в 2009 году Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Несколько лет назад в нашей стране был создан этический комитет в составе наиболее авторитетных представителей медицинской науки и практики для решения давно назревших в обществе проблем морально-этического характера.
Можно по-разному относиться к суррогатному материнству – принимать или отрицать, и даже объявлять проявлением «репродуктивного бизнеса». Но есть ли что-нибудь важнее того, как к этому отнесется супружеская пара, получившая генетически своего родного ребенка, отец и мать, испытавшие невозможные ранее радость материнства и отцовства. И, наконец, каково отношение к этому суррогатной матери, выносившей ребенка и получившей за это хорошее материальное вознаграждение, которое позволит ее, как правило, большой семье стать более благополучной (ведь в роли суррогатных матерей выступают женщины, имеющие своих детей, но лишенные материального достатка).
Вне всякого сомнения, врач или другой медицинский работник не должны выполнять посреднические функции между суррогатной матерью и будущими генетическими родителями, между донором яйцеклетки и будущей матерью. Здесь отношения должны строиться на основе действующего законодательства.
На Европейском конгрессе по репродуктивной медицине в Мадриде (2003) были представлены результаты использования в программах ВРТ донорских яйцеклеток, полученных от абортусов женского пола. Насколько это этично? Или допустимо ли проводить искусственную инсеминацию спермой погибшего человека? Насколько оправдано проведение оплодотворения in vitro яйцеклетки женщины и последующая заморозка полученного эмбриона у пациентки, готовящейся к радикальной операции по поводу рака внутренних половых органов? Ответы на эти вопросы необходимы репродуктологу уже сегодня.
Во всем должен преобладать здравый смысл. И в этом плане нам необходим этический кодекс репродуктивной медицины, где могли бы найти отражение все морально-этические аспекты проблемы. Морально-этические аспекты должны стать в основе деятельности созданной в 2008 году Ассоциация репродуктивной медицины, а также найти трибуну на страницах нашего журнала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дахно Ф.В. Отношение различных религий к проблеме вспомогательных репродуктивных технологий. В кн.: Бесплодие: вспомогательные репродуктивные технологии 2000. — Киев, 1999, с. 28-38.
2. Schenker J.G.Religions views regarding gamete donation. In.: Family Building through egg anol sperm donation.- Ed.M.Seibel, S.Grockin.Boston, 1996, с. 238-250.
3. Н.А. Каюпова Новые технологии в акушерстве, гинекологии и перинатологии: реальность и возможности (Гуманистический и нравственно-правовой аспекты).// Акушерство, гинекология и перинатология. — 2004, № 2, с. 3-8.
4. Филиппов О.С. Вспомогательные репродуктивные технологии: взгляд через призму биоэтики. // Проблемы репродукции, 2004, № 2, с. 38-40.

Облако тегов

Андрология (3) История медицины (4) Лапароскопия (1) МЕТОД АБДОМИНАЛЬНОЙ ДЕКОМПРЕССИИ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ (1) Мифепристон (1) Мозаицизм (1) ПРОЛАПС ТАЗОВЫХ ОРГАНОВ (1) Перговерис (1) Преждевременная недостаточность яичников (1) Прогестины (1) Селективный модулятор рецепторов прогестерона (СМРП) (1) ЭКО (4) агонисты Гонадотропных Рилизинг Гормонов (аГнРГ) (1) бластоцисты хорошего качества (1) вспомогательные репродуктивные технологии (4) гетеротопическая маточная и шеечная беременность (1) гинекология (2) гистероскопия (1) донация ооцитов (1) заместительная гормональная терапия (1) имплантация (1) климактерические расстройства (1) климактерический период (1) клиническая беременность (2) контролированная стимуляция яичников (1) контролируемая стимуляция суперовуляции (1) культивирование эмбрионов (1) менопауза (1) менопаузальный гонадотропин человека (1) минерально – витаминный комплекс Эмфетал (1) миома (1) миома матки (1) обмен опытом (2) окклюзия подвздошных артерий (1) органосохраняющее оперативное лечение (1) перистальтика (1) подготовка эндометрия (1) постменопауза (1) пролапс гениталий (2) трансдермальный натуральный эстроген (1) фармакоэкономический анализ (1) фоликулостимулирующий гормон (1) фоноэнтерография (1) хромосомный мозаицизм (1) энтеро-энтеральный тормозной рефлекс (1)

Реклама