В последние годы появляются новые данные о влиянии питания грудного ребенка на рост, развитие и состояние здоровья в последующей его жизни. Неправильное, недостаточное или избыточное питание приводит к развитию дефицита микронутриентов, является фактором риска развития ожирения, диабета, ранней гипертонии (Adam B., 2001; Favier M,2005). Бур-ные дискуссии вызывают рекомендации по продолжительности исключительно грудного вскармливания до 6 месяцев жизни, предложенные ВОЗ в 2001 году и поддержанные МЗ РФ в 2003 году (54-я сессия Всемирной Ассамблеи Здравоохранения). Термин «исключительно» грудное вскармливание означает, что ребенок получает только материнское грудное молоко, без докорма и без допаивания водой. Эти рекомендации основаны на данных научных исследований, однако, анализ литературы показывает противоречивость сведений о содержании микроэлементов в молозиве и зрелом женском молоке (Grischke E.M.,2004).
Так, по одним данным, содержание железа в женском молоке больше, чем в коровьем, а по другим данным – это соотношение обратное (Innis S.M.,2007). То же касается содержания меди и других элементов. Известно, что колебания содержания МЭ в женском молоке зави-сит от многих физических и социальных факторов. Учитывая, что г. Шымкент относится к крупным промышленным городам Казахстана, характеризующийся богатой инфраструкту-рой с наличием химических производств (фосфорный, шинный, химико-фармацевтический и нефтеперегонный заводы), возникла настоятельная потребность в изучении микроэлементного состава грудного молока у женщин с преэклампсией легкой степени, жительниц г. Шымкента.
Цель исследования: изучить микроэлементный состав грудного молока у женщин с преэк-лампсией легкой степени, жительниц г. Шымкента.
Материал и методы исследования. Материалом для исследования микроэлементов явились грудное молоко рожениц с преэклампсией легкой степени на 7 день рождения ребенка. Оп-ределяли содержание 25 макро- и микроэлемента (МЭ). Обследованы 158 проб грудного молока на 7 день лактации, в одном временном сезоне (весна). Из них 70 проб взяты от женщин с преэклампсией легкой степени тяжести (основная группа). Для сравнения полученных ре-зультатов в исследование были включены 88 проб грудного молока от женщин без преэк-лампсии, которые были оценены как «условно» здоровые (контрольная группа). МЭ состав подготовленных образцов определялся на приборе АТ 7500 а (Agilent 7500 a. inductively Coupled Plasma Mass Spectrometer, Япония, 2001 г.) методом количественного эмиссионного спектрального анализа: газ — носитель аргон, мощность 1310 Вт, время интегрирования 0,1 с (НИИ криминалистики, Узбекистан). Содержание МЭ в биологических средах представлены в мкг%.
Результаты исследования. Анализ полученных нами данных показал, что в грудном молоке родильниц, страдающих преэклампсией, имеется достоверное повышение содержания таких МЭ, как марганец, хром, кобальт, медь, селен, молибден. Так, концентрация кобальта в груд-ном молоке женщин основной группы достоверно в 3 раза превышала концентрацию данно-го МЭ в молоке женщин контрольной группы (0,35±0,03 и 0,11±0,009 мкг% соответственно, Р<0,05). На наш взгляд, повышенная концентрация кобальта в грудном молоке является компенсаторной реакцией организма матери и связано с тем, что кобальт регулирует обменные процессы, особенно содержание адреналина в крови, нормализует деятельность поджелудочной железы, является составной частью витамина B12, холина, инозитола, ПБКА, прини-мая активное участие в кроветворении. Кроме того, кобальт увеличивает синтез нуклеино-вых кислот, участвует в общем восстановлении организма после тяжелых стрессов, каковым являются роды для плода и новорожденного.
Концентрация марганца более чем в 2 раза превышает концентрацию аналогичного МЭ в молоке родильниц контрольной группы (3,5±0,4 и 1,5±0,01 мкг% соответственно, Р<0,05). Возможно, это связано с тем, что у всех родильниц основной группы установлена анемия, причем в основном легкой и средней степени. Марганец необходим для правильного разви-тия клеток, хорошего усвоения витамина В1, железа и меди, которые необходимы для крове-творения. Кроме того, марганец помогает смягчить токсические свойства многих соедине-ний. Это необходимо учитывать, т.к. в грудном молоке женщин основной группы обнаружен избыток многих токсичных МЭ. Это подтверждается и наличием обратной зависимости ме-жду токсичными МЭ и марганцем (r=-0.5).
Медь играет важную роль в поддержании нормального состава крови и необходима для ус-воения железа, а также участвует в создании миелина – оболочки нервных волокон. С этой точки зрения можно объяснить достоверно повышенное содержание меди в грудном молоке женщин с преэклампсией – 156,9±1,7 и 138,5±5,5 мкг% соответственно (Р<0,05).
При этом содержание йода, магния, калия и кальция достоверно снижено по сравнению с аналогичными МЭ в грудном молоке женщин контрольной группы (Р0.05). Однако, концентрация ванадия достоверно превышала в 2 раза концентра-цию аналогичного МЭ в молоке женщин контрольной группы (3,0±0,1 и 1,77±0,01 мкг% со-ответственно (Р<0,05). Учитывая, что ванадий участвует в иммунных процессах и стимулирует иммунитет, возможно, высокая концентрация ванадия в грудном молоке женщин носит компенсаторный характер, имеет важное биологическое значение и является одним из факторов, помогающих организму новорожденного приспособиться к внеутробным условиям жизни.
Особое внимание заслуживает содержание мышьяка в грудном молоке женщин основной группы, концентрация которого почти в 15 раз превышает аналогичный показатель у жен-щин контрольной группы (0,31±0,04 и 0,02±0,003 мкг% соответственно, Р<0,05). Однако необходимо подчеркнуть, что высокая концентрация мышьяка в грудном молоке может оказывать токсическое воздействие на организм новорожденного.
Среди токсичных МЭ особое внимание заслуживает содержание ртути, свинца, олова и ба-рия, концентрация которых в молоке женщин с преэклампсией достоверно в несколько раз (в 6-12 раз) превышала содержание аналогичных МЭ в молоке здоровых женщин (P<0.05).
Выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что у родильниц, страдающих преэк-лампсией, содержание МЭ в грудном молоке не сбалансировано и недостаточно для обеспечения адекватного поступления МЭ в организм новорожденного. Это выдвигает проблему терапевтической коррекции с помощью микроэлемент содержащих препаратов. В периоде лактации, когда все жизненно необходимые МЭ плод получает только через материнский организм, необходимо включение комплекса МЭ содержащих препаратов в рацион кормящих женщин.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Есенгалиева К.К.
Алиева Т.Д.
г.Астана, проспект Победы 35-408
e-mail: alieva.tamara@mail.ru
Литература:
1. Adam B., Malatyalioglu E., Alvur M., Talu C. Magnesium, zinc and iron levels in pree-clampsia. J Matern Fetal Med 2001; 10 (4): 246–250Adam B., 2001;
2. Favier M, Hininger-Favier I. Zinc and pregnancy. Gynecolog Obstet Fertil. 2005 Apr;33(4):253-8. Epub 2005 Apr 7.
3. Grischke E.M. Nutrition during pregnancy-current aspects // MMW. Fortschr. Med., 2004. 146, 29-30.
4. Innis S.M. Human milk: maternal dietary lipids and infant development // Proc Nutr Soc 2007 Aug: 66: 3: 397–404.