В литературе имеются сообщения о том, что уровень токсичных МЭ повышается при различных экстрагенитальных заболеваниях. Однако, эти сведения весьма разноречивы [Udipi S. A.,2000]. Такой разброс мнений можно объяснить, по-видимому, тем, что эти ис-следования выполнялись в различных климатогеографических зонах, в различное время го-да, у лиц разного возраста, различающихся по полу и социальной принадлежности. Что касается беременных женщин, то исследования токсичных МЭ у женщин с преэклампсией еди-ничные [Алиева Т.Д., 2007; Курбанов Д.Д., 2007].
Цель исследования: изучить содержание токсичных микроэлементов в крови бере-менных женщин с преэклампсией, жительниц г. Шымкента.
Материал и методы исследования: обследована 81 женщина в одном временном се-зоне – весна. Из них 59 беременных составили основную группу, которые были взяты под наблюдение с момента обращения по поводу преэклампсии легкой степени тяжести. Кон-трольную группу составили 22 «условно» здоровых беременных женщин с физиологическим течением беременности.
В исследование не включали беременных с тяжелой степенью преэклампсии, так как наличие данной патологии являлось показанием для досрочного родоразрешения. Кроме то-го, учитывая, что микроэлементный гомеостаз крови может меняться в зависимости от нали-чия хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, для чистоты исследования не включались женщины с данной патологией.
Исследование МЭ состава сыворотки крови и эритроцитов осуществлялось в Республи-канском научно-исследовательском центре криминалистики Узбекистана. Нами проведено исследование 25 микроэлементов в крови (хром, марганец, железо, кобальт, медь, цинк, се-лен, молибден и йод, литий, ванадий, никель, бром и мышьяк, алюминий, кадмий, ртуть, свинец, олово, сурьма, барий, магний, кальций, калий и натрий) методом количественного эмиссионного спектрального анализа. Содержание МЭ в биологических средах представле-ны в мкг %.
Результаты и их обсуждение: проведенные нами исследования показали, что при бе-ременности, осложненной преэклампсией, микроэлементный состав крови отличается от МЭ крови женщин с физиологической беременностью. Согласно результатам наших исследова-ний, уровень 7 изучаемых токсичных МЭ (алюминий, ртуть, свинец и др.) у беременных с преэклампсией оказался выше предельно допустимых концентраций, кроме ртути, в 1,5-7,7 раз. Так, концентрация Al превышала аналогичный показатель в сыворотке крови беремен-ных без преэклампсии в 1,3 раза, Ba – в 3,8 раз, Pb и Sb – в 4 раза, Sn – в 7,7 раз (P<0,05).
Анализ содержания токсичных МЭ в эритроцитах женщин с преэклампсией показал их высокую концентрацию по сравнению с женщинами без преэклампсии. В своих исследованиях мы обнаружили, что наряду с дефицитом эссенциальных МЭ в эритроцитах, имеет ме-сто повышенная концентрация токсичных для организма МЭ, многие из которых, проявляют по отношению к эссенциальным МЭ антагонистические свойства. При этом концентрация токсичных МЭ в эритроцитах была достоверно повышена в десятки раз, но в то же время была достоверно ниже их концентрации в сыворотке крови. Так, наши исследования показа-ли, что обмен олова у беременных с преэклампсией резко нарушен. Уровень этого металла значительно повышается больше в эритроцитах, чем в сыворотке крови (P<0,05). Несмотря на некоторое количество этого металла в крови здоровых беременных, накопление олова в эритроцитах у беременных с преэклампсией, свидетельствует о металлозаменяющем эффекте олова, который вытесняет эссенциальные МЭ при их дефиците у этого контингента обследованных. Подтверждением этого является наличие высокой корреляционной связи между содержанием олова и других МЭ (r=0.5-0,9). Возможно, этот МЭ является катализатором окислительно-восстановительных процессов в организме и наличие головных болей, рвоты, зрительных и психических нарушений у обследованных нами женщин связаны с избыточным содержанием олова в организме.
Барий является одним из токсичных МЭ, имеет способность накапливаться в тех тканях организма, где накапливается большое количество кальция. В основном выделяется через кал и мочу. В наших исследованиях концентрация бария в сыворотке крови женщин с преэклампсией превышала аналогичные показатели женщин без преэклампсии как в эритроцитах, так и в сыворотке крови. При этом определяется высокая прямая корреляционная взаимо-связь с кальцием (r=0.8), ванадием (r=0.6), хромом, железом, никелем, бромом, серебром и оловом (r=0.7), а также обратная зависимость с ртутью, свинцом, литием, магнием и медью (r=-0.5-0,8). На наш взгляд, наличие избытка бария в сыворотке крови у женщин оказывает токсическое воздействие, проявляясь в виде повышения артериального давления, тахикардии.
Мы в своих исследованиях у беременных с преэклампсией обнаружили высокую кон-центрацию алюминия в сыворотке крови, разница которой в эритроцитах превышала в 6 раза по сравнению со здоровыми женщинами (P<0,05). Проведенный нами корреляционный ана-лиз взаимосвязи МЭ показал прямолинейную связь высокого содержания алюминия со всеми токсическими МЭ в сыворотке крови (r=0,6-0,9) и эссенциальными (r=0,8-0,9), кроме лития (r=-0,5). Выявленный антагонизм алюминия с таким эссенциальными МЭ как литий (r=-0,5), по-видимому, приводит к усугублению дефициту этого биоэлемента в организме беременных женщин. Возможно, энцефалопатии, анемии, судорожная готовность у женщин с преэклампсией связаны с нарушением фосфорно-кальциевого обмена, снижением абсорбции же-леза и являются проявлениями интоксикации алюминием. При этом выявлена высокая кор-реляционная зависимость этих проявлений от содержания алюминия в крови (r=0,7).
Уровень свинца повышается в эритроцитах и сыворотке крови, причем насыщение эритроцитов свинцом было в 1,3 раза больше по сравнению с показателями женщин без пре-эклампсии (P<0,05). Выявлен антагонизм свинца с йодом (r=-0,5) и никелем (r=-0,5), повышение уровня свинца способствовало вытеснению из организма эссенциальных МЭ с которыми определялась тесная взаимосвязь (r=0,8-0,9). Нами установлено, что избыток свинца в организме приводит к снижению содержания жизненно важных элементов, таких как железо, кобальт. Такие симптомы и проявления преэклампсии у обследованных женщин, как разви-тие артериальной гипертензии вне беременности и при малых сроках гестации, а также не-стабильное АД, снижение фильтрационной способности почек, анемии именно тяжелой сте-пени имеют высокую корреляционную зависимость от содержания свинца в крови (r=0,6-0,7), и можно объяснить как одно из проявлений свинцовой интоксикации.
Выводы: МЭ обмен на фоне преэклампсии у беременных женщин с преэклампсией, жительниц г. Шымкента, характеризуется высоким содержанием токсичных МЭ, имеющие подавляющее влияние на содержание эссенциальных МЭ. Установлено, что повышение со-держания токсичных МЭ в эритроцитах является одним из патогенетических механизмов компенсации интоксикации. На наш взгляд, такое состояние гомеостаза МЭ обуславливает характер течения и осложнений беременности у женщин с преэклампсией.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Есенгалиева К.К.
Алиева Т.Д.
г.Астана, проспект Победы 35-408
e-mail: alieva.tamara@mail.ru
Литература:
1.Алиева Т.М., Дуйсенбаева С.С. Оценка содержания магния в крови женщин с преэклампсией.//Новости дерматологии и репродуктивного здоровья. – Ташкент, 2007. № 4. С. 42-44.
2.Курбанов Д.Д., Алиева Т.М., Дуйсенбаева С.С.. Микроэлементный дисбаланс крови и его коррекция у женщин с преэклампсией Мирзачульского района.//Вестник врача общей практики. – Самарканд, 2007. № 3. С.43-47
3.Udipi S. A., Ghugre P., Antony U. Nutrition in pregnancy and lactation//J. Indian Med. Assoc. 2000; 98. 548–557.